Яблоком раздора стала плотина в Нарве

Aндрус Карнау
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В центре Петербурга российский государственный газовый монополист рекламирует себя с помощью плакатов, утверждающих, что «Газпром» — хранитель традиций. Доказательством этого служит отреставрированная церковь на плотине со стороны Ивангорода. Верующих пускают туда лишь с разрешения вооруженной охраны электростанции.
В центре Петербурга российский государственный газовый монополист рекламирует себя с помощью плакатов, утверждающих, что «Газпром» — хранитель традиций. Доказательством этого служит отреставрированная церковь на плотине со стороны Ивангорода. Верующих пускают туда лишь с разрешения вооруженной охраны электростанции. Фото: Андрус Карнау

Спор вокруг прав на владение плотиной на реке Нарва грозит перерасти в российско-эстонский конфликт, который с годами все раскручивается, отравляя соседские отношения. Для того, чтобы успокоить россиян, эстонская сторона стала увеличивать высоту плотины.



В октябре этого года Таллиннский окружной суд будет обсуждать жалобу российской энергетической фирмы «ТГК-1», согласно которой последняя требует себе примерно 1000 кв.м эстонской территории. Уездный суд принял решение в пользу эстонской стороны, но российская фирма не уступает.



«Ждем судебного заседания и надеемся, что суд проявит здравомыслие, — заявил в прошлый четверг генеральный директор «ТГК-1» Борис Вайнзихер, выступая перед журналистами в офисе предприятия в Петербурге. — Мы хотим, чтобы плотина обслуживаласьней ничего не случилось».



Договор с владельцем

По мнению эстонской стороны, это не является проблемой, при желании «ТГК-1» может обслуживать всю плотину, для этого просто надо заключить соответствующий договор с владельцем, т.е. эстонским государством. Но на это россияне не согласны и требуют переоформления владельца на свое имя в регистре недвижимости.



«ТГК-1» производит электричество и тепло для Северо-Запада России в Петербурге, Карелии и в том числе на расположенной в Ивангороде Нарвской ГЭС. Мажоритарым акционером фирмы является «Газпром», миноритарным с 25 процентами акций — финская фирма Fortum. Вся Eesti Energia по производству электроэнергии раза в три меньше «ТГК-1».



По словам главного юриста фирмы Елены Михайловой, у них есть новые аргументы для заседания окружного суда. А вот какие, она уточнять не стала. Из-за соблюдения тайны дипломатической переписки процесс в Таллиннском окружном суде будет закрытым.



Но из открытых документов все же известно, что прежние утверждения, будто претензии российской фирмы основаны на тексте Тартуского мирного договора, не соответствуют действительности.



«Аргументы на основании Тартуского мирного договора использовали представители «ТГК-1» Аско Похла и Мартин Мянник тогда, когда судебный процесс еще носил открытый характер, — прокомментировала ситуацию заведующая юридическим отделом Министерства экономики Эва Ванамб. — Позже адвокаты «ТГК-1» подобную аргументацию не использовали».



«Мы дойдем до последней судебной инстанции. До какой точно, мы пока еще не знаем, — сказал Вайнзихер. — Ну что вы! Это для нас вопрос собственности, а не политики, это наша собственность».



Он убежден, что сооружения гидростанций должна обслуживать одна фирма и если со сливом или дамбой что-то случится, то пострадает приграничная Нарва, поскольку со стороны Ивангорода берег выше и масса воды устремится в сторону Эстонии.



«Мы не хотим сдвигать границу, мы не хотим комментировать Тартуский мир», — подчеркнул Вайнзихер. 



«Позиция эстонского государства такова, что этот оголовок моста не нужен», — заявил вице-канцлер Министерства окружающей среды Харри Лийв, являющийся сопредседателем эстонско-российской рабочей группы по управлению приграничными водоемами.



Лийв добавил, что Нарвские электростанции готовятся осуществить с эстонской стороны подъем берега на 2,5-3 м. Плотину, построенную 50 лет назад, считалось нецелесообразным поднимать на такой высокий уровень, теперь же под давлением со стороны российской фирмы эта работа будет проведена.



Спорить непросто

«Это детский лепет, что мы не способны эксплуатировать плотину», — заявил Лийв. Однако последнее утверждение в минувшую среду прозвучало из уст директора Нарвской гидроэлектростанции Олега Медведева, стоявшего прямо на плотине, ставшей предметом спора,


«Я беспокоюсь за стоящие на эстонской стороне строения, — заявил Медведев. — Там годами не производилось ремонта. Наших людей туда не допускают. У эстонской стороны нет технических предписаний для оценки состояния плотины и для их обслуживания, нет у нее и работников соответствующей квалификации».



Спорить с Медведевым непросто, поскольку он начинал работать на станции с самой нижней ступни. «У нас очень хорошие контакты на уровне технического персонала. Я не знаю, подоплеки этого дела», — заявляет директор Narva Elektrijaamad Ильмар Петерсен.

Комментарии
Copy
Наверх